Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Виды средств обучения и воспитания
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для просмотра, энциклопедии т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, видео-проекторы, экраны для видео-проекторов, ноутбуки, интерактивные доски, телевизоры)
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
Наглядные плоскостные (плакаты, репродукции, методические пособия, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, гипсовые геометрические фигуры, гипсовые розетки)
Учебные приборы (мольберты, доски, выжигательные аппараты, гончарные круги и т.д.)
Принципы использования
- учет возрастных и психологических особенностей учащихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество преподавателя и учащегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Школа использует следующие средства воспитания:
Основные средства воспитания и формы организации воспитательной работы учащихся, в том числе приспособленные для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- организация внеклассной деятельности учащихся (организация выставок, тематических праздников, творческих встреч; общешкольные родительские собрания);
- организация внеаудиторной деятельности учащихся (посещение мероприятий за пределами школы – учреждений культуры и искусства, музеев, галерей и пр.);
- организация и проведение внутришкольных конкурсов, методических мероприятий, мастер-классов, социокультурных проектов с другими организациями и учреждениями;
- проведение профориентационной и профилактической работы (тематические лекции, беседы, участие в творческой деятельности, профориентационные мероприятия с участием ведущих представителей в области изобразительного искусства и пр.);
- организация и проведение мониторинговых мероприятий (мониторинги образовательных и творческих достижений обучающихся);
- проведение индивидуальной работы с учащимися и родителями (индивидуальное консультирование, беседы и пр.).
Специальных средств обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.